Лучшие игры 2019-го года с точки зрения yurembo 

Юрий "yurembo" Язев

независимый игродел


Не за горами конец 2020-го. К настоящему моменту, на мой взгляд, никаких особо потрясающих игр не вышло. Даже в прошлом году классных игр было больше. В связи с этим я решил вспомнить 2019-й год и выкатить статейку о лучших его играх на мой утонченный вкус.

Только к середине этого года я поиграл во все заинтересовавшие меня проекты прошлого года. Из них я сделал срез наиболее понравившихся мне игр. О них и хочу рассказать.

На секундочку перенесемся в конец 19-го года на церемонию The Game Awards 2019, где лучшей игрой года была названа “Sekiro: Shadows Die Twice”. Кто-то поддержал это решение, кто-то с пеной у рта был против, отстаивая Death Stranding с воплями: «Кодзима — гений». Между тем, все эти разбирательства «больших» издателей с подконтрольными им разработчиками меня совершенно не волновали, ибо я за инди-сцену, я играю в проекты независимых разработчиков, которые, как бы это ни было странно, в 95% случаев хотят продаться «большим» издателям.

Зачастую я редко запускаю игру во второй раз. Но вовсе не потому, что она мне не понравилась, а потому, что игр много, и надо хотя бы мельком взглянуть на большее возможное их количество.

Но в игры, о которых я сегодня хочу рассказать, я играл не один и даже не два раза. Это изумительные инди-игры, кроме двух 3A тайтлов от больших компаний-разработчиков. Всего в мой список лучших игр за 2019-й год попали 10 номинантов.

Начнем с конца.


10) 10 место в моем рейтинге лучших игр 2019-го года занимает инди игра Descenders (что на русский можно перевести, как «спусковые курки» (вольный перевод)). Игра разработана голландской инди-студией RageSquid на Unity и выпущена специализирующимся на проектах небольших студий издательством No More Robots. Игра представляет собой вывернутый на всю мощь симулятор велосипеда. То есть, прощай, достоверная физическая модель, и, добро пожаловать, аркада. Местные велосипедисты носятся, сломя голову, совершают нереальные прыжки, смачно врезаются в деревья и другие препятствия и, при этом, остаются живые (было бы странно будь оно иначе в видеоигре). Отличительная особенность игры, по словам разработчиков, это процедурно-генеруемые трассы. Таким образом, по идеи, каждый раз трассы должны отличаться. Однако, я не заметил большого различия.

В целом, игра мне понравилась. Вело-трассы пролегают по красивой местности, персонажи и байки выполнены на достойном уровне, в фоне играет ненавязчивые мелодии. Дополнительно игра представляет разнообразные режимы, среди них: карьера, одиночный заезд, между тем мне понравился режим выживания, где надо преодолеть особую полосу препятствий верхом на велосипеде.


9) 9-е место — Pikuniku представляет собой приключенческую игру — 2D-платформер с весьма разнообразными и довольно интересными заданиями, которые необходимо выполнять для дальнейшего прохождения. Действия игры разворачиваются в мультипликационной вселенной, в которой объекты представлены однотонными абстрактными фигурами. Весьма смелое решение, в итоге, послужившее на пользу. У каждого объекта присутствует свой индивидуализм, у каждого персонажа — свои черты характера. Главный персонаж Piku представляет собой эллипс с ножками. Он может ходить, прыгать, сворачиваться и катиться подобно Колобку. Своими ногами он может пинать объекты, а так же использовать их в качестве крюка, чтобы зацепиться и перенести свою тушку.

Среди заданий, ориентированных на развитие сюжета, есть такие, где надо, например, купить вещь в магазине, а, чтобы ее купить надо собрать монеты. Для того, чтобы их собрать можно пойти разными путями: сыграть в соревновательную мини-игру, совершить поход в подземелье, в прохождении по которому тоже придется решать веселые головоломки. С другой стороны, чтобы открыть проход в подземелье, надо, в качестве подношения, подарить каменной статуи местного божества 3 яблока. Как становится понятно, для нахождения этих яблок тоже придется воспользоваться своей смекалкой для прохождения несложных препятствий.

Игра создана французско-британским коллективом инди-разработчиков Sectordub на Unity и выпущена издательством Devolver Digital.


8) 8-е место в моем топе занял инди феномен Untitled Goose Game (Безымянная игра гуся), о котором в прошлом году не слышал только ленивый. В этом году игра получила обновление, благодаря которому теперь на одной сцене можно одновременно вместе с другом наводить хаос сразу двумя гусями. Игру можно отнести к жанру стелс с попутным решением головоломок. Игрок управляет гусем — диверсантом, которому даются задания испортить жизнь всем окружающим, применяя подручные средства.

Действия разворачиваются в поселке городского типа. По мере прохождения, порче жизни одной семье за другой, открываются новые локации: приусадебные территории, сады, огороды, лужайки, площади, переулки. Радует разнообразие жертв: дети, взрослые, с другой стороны количество подлянок, которые может совершить управляемый нами гусь, вообще, не поддается исчислению: украсть ключи у садовника, заставить садовника ударить себя молотком по пальцу, скинуть грабли в озеро, сломать метлу, запереть сопляка (маленького мальчика) в телефонной будке, устроить стирку, заставить кого-нибудь разбить вазу и многие-многие другие подвиги.

Игра наполнена хорошим добрым юмором, правда, местами он становится черным и издевательским. Всё, как мы любим!

Untitled Goose Game создана состоящей из 4 человек австралийской инди студией House House на движке Unity. Кроме того, в титрах значатся «друзья», занимавшиеся звуковым дизайном и другими побочными делами. Издателем выступила компания Panic, которая кроме издания игр занимается разработкой софта.

Игрок наблюдает за происходящим со стороны, камера находится чуть выше сцены, при этом она следит за событиями с наклоном в 45 градусов. Такая реализация вида называется изометрическим. В этом случае, однако, должны соблюдаться математические правила о том, что нормализация (или длины единичных отрезков) по всем трем осям должна быть одинакова. Между тем, вполне можно, оставив камеру в этих же координатах, сделать вид перспективным. В таком случае, чем объект дальше от камеры, тем он будет становиться меньше. Это более привычный вид, который мы наблюдаем каждый день в реальной жизни. Я думаю, что такой вид для современных игр более предпочтительный, чем изометрическая проекция. Тем более у разработчиков нет никаких преград, чтобы его реализовать. Это раньше во времена маломощных видеоподсистем для обработки изометрической сцены расходовалось меньше ресурсов компьютерной системы, однако сейчас (уже довольно много лет) со современными видеоадаптерами просчет сцены в перспективе не намного осложнит обработку и растеразацию. Мы немного отвлеклись от игр в пользу технических вопросов и моих размышлений.


7) На 7-м месте расположился AAA-тайтл — кровавый 3D-боевик Rage 2 (Ярость), разработанный студиями id Software и Avalanche Studios. Издателем в данном случае выступила Bethesda, кто бы мог сомневаться. Игра создана на движке Apex от Avalanche Studios. Хотя Rage 2 – кровавый, до DOOM ему все равно далеко.

Про TripleA-игру ничего нового сказать нельзя, выверенный донельзя рецепт: вид от первого лица, большое многообразие больших и маленьких стволов, бесчисленное количество противников, прущих на протагониста со всех сторон. К этому стоит прибавить: постапокалиптическое будущее, враждующие кланы, нехватка продовольствия, вооруженные до зубов фанатики с ирокезами и диким видом, модернизированные автомобили а-ля бронемашины, бензин — на вес золота и все такое в этом духе.


6) Шестерку лучших замыкает еще одна 3A-игра — Metro: Exodus (Метро: Исход), созданная по всем правилам блокбастера. Это уже третья часть игры во вселенной «Метро 2033». В первые две части франшизы я не играл, потому что мне не хотелось проходить коридорные шутеры, а они как раз такими и были, так как их действие разворачивалось в постапокалиптическом московском метро. В третьей части разработчики предложили игрокам псевдо-открытый мир, подобно горячо любимом Сталкере 2007-го года. Только в Metro: Exodus более продуманные локации и персонажи, инновационные графические технологии, позволившие поднять графику на новый уровень.

Особенно радует разнообразие локаций, ведь в этот раз мы путешествуем по всей России-матушке на паровозе и будем делать стоянки во всяких интересных местах: Урал, Байкал, Новосибирск и прочее. Главная цель — найти новый дом, а для этого придется губить неприятелей и сеять дружбу, крадя и отвоевывая различные ресурсы, чтобы наше транспортное средство двигалось вперед по рельсам, а сопроводительная команда на паровозе не померла от жажды и голода. В процессе путешествия по разным местам нашей родины игрок ни раз встретит знаковые и памятные предметы быта.

Игра создана украинской студией 4A Games на одноименном движке собственного производства.


5) На 5-м месте расположилась инди-игра Lost Ember (Потерянная искра). Главный персонаж здесь — волчица. Вместе с тем по мере прохождения игроку надо вселяться в других животный для возможности преодоления природных препятствий, например, вселится в утку, чтобы пролететь над ущельем, в броненосца, - чтобы сделать подкоп под стеной, в рыбу, - чтобы проплыть под водой. Всего в этом мире более дюжины животных, в которых можно вселяться. По моему, такая возможность очень разнообразит геймплей.

Цель игры — следуя за светящейся сферой, провести волчицу по живописному миру, приоткрывая занавесу тайны жизни волчицы в облике человека, ее племени и ее борьбы. Прежде, чем вселиться в волчицу, ее душа принадлежала девушке индийского племени, вот об этом нужно узнать с помощью точек воспоминания, отмеченных красной дымкой. После активации которой проигрывается анимация, рассказывающая о жизни племени. Светящаяся сфера тоже представляют чью-то душу, которая не смогла попасть в город Света и, чьё предназначение помочь волчице в путешествии по игровому миру, направляя и комментируя происходящее.

Судя по повествованию, потерянная искра — это душа умершего человека, которая не добралась до города Света (местного рая). Она скитается по земле в облике животных в поисках разгадки своей прошлой жизни.

Границы территории обозначены красной просвечивающей пленкой, сквозь которую не может проникнуть сфера. Только после открытия всех заготовленных посланий и сбора всей информации волчица может разбить пленку, после чего сфера может проследовать за ней.

Lost Ember – спокойная медитативная игра, где нет элемента состязания, в этой игре надо наслаждаться повествованием и умиротворяющим видом природы. Если вам нравится игры подобные Journey, тогда Lost Ember рекомендуема для прохождения.

Игра разработана инди-студией Mooneye на движке Unreal Engine 4 и выпущена для всех игровых платформ.


4) Еще один инди-проект Baba is You (Баба — это ты (в данном случае под «Баба» подразумевается имя персонажа)), созданный в одиночку финским разработчиком Арви Тейкари (более известным под ником Hempuli). Им же игра и была издана. Для разработки игры Арви Тейкари использовал средство для создания мультимедийных приложений и игр Multimedia Fusion 2 от компании ClickTeam.

Мне эта игра понравилась своей невероятной простотой, но при этом большой привлекательностью. Она интересная и заставляет задуматься, однако она более веселая, чем разгадывание ребусов.

Здесь нет головокружительной графики или обескураживающих звуковых эффектов. Baba – белое существо с четырьмя ножками, единственное, что оно может — это перемещаться и передвигать квадраты, на которых написаны слова. Дальнейшие правила выстраиваются сочетанием этих слов, например, если из слов составить предложение «»Rock is Push», Baba сможет толкать камни. Другой пример, если при составленном предложении «Flag is Win» задеть флаг, уровень будет пройден. Весь геймплей построен на таких задачках. В моём рейтинге такая, казалось бы, незамысловатая игра заняла 4-е место, и я уверен: по праву. Нужно совсем немного, чтобы получилась интересная игра!


3) Тройку лидеров замыкает инди-игра My Friend Pedro (Мой друг Педро), разработанная инди студией DeadToast Entertainment, при этом последняя состоит из одного человечка — Виктора Агрена, проживающего в Словении. My Friend Pedro вырос из Flash-игры, выпущенной Виктором в 2014-м году. Настоящая коммерциализированная версия разработана на движке Unity. Как заявляет автор, он и гейм-дизайнер, и художник, и программист. Почетно! Издателем в этот раз выступила Devolver Digital.

В этой игре нам предстоит управлять неким обкуренным чуваком с чулком на голове. Чувак весьма проворный и прокаченный в акробатике. Мы наблюдаем за происходящим сбоку. Тогда, как происходящее представляет собой динамичный платформер с активной стрельбой из довольно большого разнообразия огнестрельного оружия. Управляемый нами персонаж может стрелять с одной или сразу с обеих рук, держа пистолеты в каждой из них.

По уровням игры чувак путешествует не один, ему дает советы и комментирует действия говорящий банан. Последнего как раз зовут Педро. Чуваку предстоит много бегать, прыгать и почти без остановки стрелять. Будет много крови. В добавок чувак умеет уворачиваться от пуль, стрелять одновременно по двум целям (в случае, если в руках два пистолета или полу-автомата узи). Кроме того, он может замедлять время и расстреливать врагов в плавном движении: во время прыжка или эпатажного пируэта. Деталь с замедленным движением реализована просто восхитительно, воспринимается так же хорошо, как в своё время замедление в Max Payne.

Рекомендую играть на геймпаде. На клаве с мышкой можно, но тяжело.


2) Второе место занимает Lonely Mountains Downhill (Одинокий спуск с горы) — еще одна велосипедная игра или про гонки на великах. Но здесь мы по другому наблюдаем за гонкой, за управляемым нами спортсменом: камера находится в стороне, приподнята вверх и повернута на 45 градусов. Такой вид принято называть изометрическим. В описании игры Untitled Goose Game можно подробнее почитать мои мысли на этот счёт. В эту игру с удовольствием можно играть только с геймпада.

Очень интересна графическая стилистика. Все оформление выдержано в стиле кубизма: у велосипедиста голова в форме куба, конечности — параллелепипедов, камни на дорогах тоже через чур правильной необтекаемой формы, все сущности в игре — угловатые, даже ёлки представлены множеством зеленых конусов. И это выглядит очень здорово! Такой подход к созданию объектов и оформления упростил жизнь трем разработчикам берлинской инди-студии Megagon. А выпустил эту игру небольшой шведский издатель Thunderful. В качестве движка Megagon воспользовались Unity.

Основная цель нашего велосипедиста — это добраться из пункта A в пункт B – из одного лагеря в другой, при это не свернуть себе шею и не переломать кости. Путь пролегает по пересеченной местности: по горным тропам, по лесным тропинкам в разные времена года, по прериям и степям...

На своем велике вы можете разгоняться, тормозить, прыгать, вас будет заносить на поворотах, не удержавшись в седле вы будете падать (иногда весьма больно) с гор, в воду, в ущелья. Однако не стоит переживать, вы восстановиться на прошлом чек-поинте, которые грамотно расположены по всей трассе в виде ленточек, растянутых во всю ширину вело-тропинки.


1) И победителем в моей выборке лучших игр 2019-го года стает инди-игра Heave Ho (что можно перевести, как Эх, взяли!). Превосходный приключенческий и при этом логический платформер, в котором все действия, по сути, разворачиваются на одном экране, в редких случаях уровень состоит из большего количества элементов, чем умещается в один экран. Игра разработана французской командой из 4-х человек Le Cartel Studio. И это уже их второй проект, первым был очень успешный двумерный пиксельный экшн (а точнее, beat’em up – убей их всех) стилизованный под 8-битные игры Mother Russia Bleeds.

Графика в игре имеет мультяшный стиль. Выглядит простовато. Но графика здесь не главное. Игру вывозит залипательный геймплей. Игра представляет собой основанное на физике путешествие колобков с ручками, но не имеющих ножек. Поскольку руки у них в 2 раза превышают длину тушки, то колобки используют их для перемещения: схватится за объект, подтянуться, раскачаться и сигануть от одной поверхности к другой, при этом избегая шипы. Цель у колобка простая: на каждой локации надо, не навредив себе, переместиться из точки A в точку B. А, чтобы это сделать, надо проложить особый путь, по пути выполняя, основанные на Ньютоновской физике, акробатические упражнения. Это, на первый взгляд, нехитрое действие очень затягивает. Весь игровой процесс пропитан добрым юмором.

Музыка подстать всему игровому процессу тоже звучит несерьезно, включая звуки колобков: хрюканье и пуканье.

Игра дарит невероятный опыт. Я редко использую слово «опыт» в отношении игровой индустрии. Наверное, потому что, имея более, чем 25-летний игровой стаж на всяких аппаратах, меня сложно удивить. Да, я играл в VR, и мне не понравилось из-за моего плохого ощущения пространства, попросту говоря, я теряю равновесие, еще проще, проблем с вестибулярным аппаратом. Новый опыт в Heave Ho заключается в управлении колобком: левым стиком задается направление движения рук колобка, то есть сначала они двигаются синхронно. С помощью левого бампера или триггера происходит захват левой кистью колобка попавшего в данный момент в нее предмета, скорее всего это будет поверхность платформы, к которой можно будет подтянуться или раскачаться. Ну, а правый бампер и триггер делают тоже самое с правой рукой. Когда одна из рук зафиксирована, с помощью левого стика движется только вторая.

Еще в игре есть потрясающий мультиплеер. В него могут одновременно играть 4 человека. И тут игра засияет новыми яркими красками. Ведь, играя в команде, друзья могут помогать друг другу в прохождении: помочь перебраться на другую сторону пропасти, подстраховать и спасти от падения, ухватив за руку, помочь в преодоления препятствий.

Для разработки команда Le Cartel Studio использовала игровой движок Unity, на пару с FMOD для воспроизведения звуков и музыки.

В этом году вышло 2 клона Heave Ho. Ну, как клонов, подражателей основной геймплейной модели и развивающие сюжетные линии. Я положительно отношусь к такому развитию. Первый «клон» - это Carrion представляет собой хоррор, в котором игрок в роли аморфного существа неизвестного происхождения осуществляет попытку побега из секретной лаборатории, круша и сжирая все на своем пути. Второй «клон» - это Struggling по геймплею еще ближе подобрался к Heave Ho, но имеет более разнообразную сюжетную линию. Ни в первую, ни во вторую я еще не играл, сужу только по обзорам и трейлерам.


А на этом всё! Играйте в интересные лично вам игры, и не стоит следовать моде и излишне слушать блогеров! Находите жемчужины игровой индустрии!

© 2016 - 2020 yurembo