Про крах игрового рынка и ностальгию

Юрий "yurembo" Язев

независимый игродел


В конце 70-х годов (в 1977) компания Atari выпустила на Американский рынок приставку второго поколения Atari 2600. Игры для нее были уже сменные - на картриджах. Первое поколение приставок представляло устройство только с одной игрой Pong (думаю, комментарии, что она из себя представляла не нужны). 
В то же время другими фирмами были выпущены конкурирующие приставки, но они по популярности уступали Atari. 

Mobirise

Теперь игры могли выпускать сторонние разработчики, выплачивая лицензионные отчисления платформодержателю. В этом плане с тех пор ничего не изменилось. Нолан Бушнелл - директор Atari стал невероятно богатым человеком. На своем личном самолете он "подвозил" Джорджа Буша старшего, имел яхты, виллы и прочую соответствующую богачам дребедень. 
Однако, Atari получая бешеные деньги за лицензии, не контролировала рынок игр, на котором тысячами выходили однотипные, похожие, как две капли воды игры. Поэтому вскоре сказочке пришел конец, и в 1982-м году произошел крах игрового рынка. Консоли и картриджи к ним никто не хотел покупать, и чтобы ни те, ни другие не занимали места в магазинах и на складах, со слезами на глазах их уничтожали бульдозерами. Нолан терпел огромные убытки. В свои лучшие времена он так же занимался ресторанным бизнесом, который тоже пришлось прикрыть.
Сидел Нолан во второй половине 80-х в своем опустевшем громадном офисе, пускал слезу от того, что ему нечего было кушать и пошел работать президентом маркетинга в компанию Commodore, но это уже совсем другая история.

Mobirise

Тем временем, в 1983-м году сначала на японский рынок и в 1985-м на американский пришла Nintendo, она восстановила баланс силы, жестко контролируя игры для своей приставки, и в итоге мы имеем то, что имеем сейчас.


Про ностальгию в игровой индустрии


Про стагнацию наблюдаемую в игровой индустрии я хотел написать еще после посещения КРИ в 2013-м году. Но мне было тогда лень. 
И вот, многие последние годы большие компании, у которых есть деньги для выпуска действительно потрясающих игр держатся за однотипные спортивные симуляторы, похожие, как две капли воды из года в год и войнушки, тоже ничем кардинально не отличающиеся. Очевидно, это что-то напоминает. Технологии улучшаются, возрастает качество графики, но игровой опыт не изменяется, новых идей нет. Были приставка Wii, сенсор Kinect, последовали их улучшения, но их не хватило для образования нового пути игровой эволюции или революции. 

Mobirise

Wii

Mobirise

kinect


Ждем виртуальную реальность, которая на протяжении уже нескольких лет не может выстрелить. Она должна привнести новый игровой опыт и новые идеи. Уже и технологии вполне соответствуют погружению игрока в виртуальный мир, но появилась новая проблема: среднестатистическому юзеру негде играть в виртуальную реальность, чтобы не наступить на кота, не опрокинуть стол или не разбомбить монитор. То есть, попросту нет места.

Mobirise

Опустим виртуальную реальность.
Большие компании тратят огромные бюджеты на разработку игр, которые точно будут продаваться, они боятся экспериментировать, боятся потерять свои деньги
По этой причине стала популярна инди-сцена. Инди-игры по качеству уступающие гигантам индустрии, но содержащие новые идеи, новый игровой опыт. Инди-разработчикам вроде, как нечего терять. А то, что инди-игродел заложил свой дом для разработки игры мечты, никого не волнует.

Mobirise

Но даже среди инди ощущается ностальгическая наклонность: создаются игры с графикой, как на старых 8-ми, 16-ти битных консолях, пиксельный арт и прочее. В конце прошлого года вышла инди-игра - шутер от первого лица DUSK в стиле первого DOOM. И эта игра стала очень популярной, снискав огромное количество восторженных отзывов в Steam.

Mobirise